Феаноринг по жизни
Если кто думает, что речь сейчас пойдет о следующем фильме в списке, то пусть перестает так думать. Кактус под названием "Легенда о Коловрате" ещё не кончился
.
читать дальшеПока в церкви крестили младенчика (а Коловратик был крёстным папой), к Рязани пришла орда и встала ровным компьютерным строем до горизонта. Рязанцы высыпали куда-то на стены на неё посмотреть, и тут прозвучала лучшая шутка за весь фильм (а были и другие, там, к слову, вообще юморных моментов хватает, насколько уж уместных - вопрос отдельный): "Кто ж их всех хоронить-то будет?". Это было как минимум прикольно, и я уже успела порадоваться, но увы - малое время спустя выяснилось, что шутка была спёрта у Гоблина, так что и здесь создатели фильма... гм, ну пусть будет - облажались.
Дальше больше. К ордынцам собирают посольство, в которое должен войти княжич Фёдор, поэтому князь идёт домой к Коловратику, чтобы просить его с посольством поехать, а то, мол, Фёдордурак сильно горяч и неразумен, надо бы кого поумнее добавить для равновесия. Пока Коловратик с умным видом тупит в ответ на предложение князя, в дело вступает его жена, которая наконец-то перестаёт улыбаться и для разнообразия устраивает истерику со слезами и воплями. Суть воплей в том, ехать Коловратику никак нельзя, потому что, когда он уснёт, то всё забудет, и, более того, после пробуждения начнет кидаться на людей(!) и пытаться всех поубивать, до кого дотянется(!!). вот это па-па-поворот Здесь выясняется, что князь как-то не в курсе интересных особенностей своего десятника, а десятник, заперев жену в сенях, откуда она продолжает вопить, делает мрачное лицо и ехать соглашается. мне упорно в этом моменте казалось - чтобы сбежать от жены подальше Что сцуко характерно, князь его отпускает кажется, дурак в этом фильме вовсе не Фёдор. Ну а жена, когда посольство уже собрано, отправляет с Коловратиком в орду служанку с веревками (чтобы вязать его спящего) и книжкой (чтобы помочь вспомнить, как воевать). И говорит: "Возвращайся, я новую свистульку хочу" 
Чуть позже зрителя ждёт порция натурального эстетического оргазма. Такого вот:
Знаете, что это за чудо чудное в центре с синими бусиками, аццкой подводкой и странным макияжем на висках? Красава, ага. Это, ребята, Батый.Ханша Батый(с). А по бокам его верные монголы с косами стоят. И тишина...
Ханша Батый(с) встречает в орде посольство в своём шатре, сидя на горе подушек. А когда послы начинают угощаться, спрыгивает с этих подушек и с детской непосредственностью начинает то за волосы их трогать, то через плечо заглядывать.сразу видно - настоящий хан, а не какой-то хрен с горы На этом месте попридержав дёргающийся глазик, я поняла, что Зака Снайдера с его «300» смотрела не только я. И что лучше бы режиссёр и его команда феминисток читали, честное слово, было бы больше пользы. Потому что данный Батый почти один-в-один Ксеркс из фильма «300», но только Ксеркс выглядел и вёл себя как сущий демон, а ханша Батый(с) как трансвестит человек, которому по жизни заняться нечем.
Однако, забегая вперёд, должна сказать, что во время второй попытки посмотреть это кино хан Батый оказался, как по мне, самым интересным персонажем за весь фильм. В какой-то момент я поймала себя на том, что сочувствую ему больше, чем Коловрату с рязанцами, потому что его чувства по отношению к дурацкой истории, в которую он влип, а так же (это главное) к его полководцу Субэдэю, логичны, просты и по-человечески понятны. Чего я совершенно не могу сказать о прочих фигурантах этого дела.
Тем не менее, с первого раза ханша Батый(с) в роли Ксеркса оказалась контрольным в голову. Мозг решил, что с него нафиг этого довольно и потребовал выключить безобразие, что я и сделала,потому что испанский стыд стал в этот момент совершенно невыносимым А если бы не выключила, а посмотрела ещё минут десять, то увидела бы, как княжич Фёдор таки нахамил Батыю, как его папа-князь и боялся раз кого презентовали как дурака, значит, должен отрабатывать и соответствовать, а под столом, за которым рязанцы сидели, обнаружились русские пленные, которые предупредили рязанцев о коварных монгольских замыслах. После чего провалившее миссию посольство стало прорываться сквозь орду куда-то в пампасы леса на волю, и таки прорвалось, потому что монголы резко разучились воевать и куда-то разбежались, но вот незадача: княжич Фёдор прямо возле ханского шатра получил стрелу в плечо и остался прикрывать отход. То есть, ещё раз и медленно - не десятник Коловрат, которого и отправили затем, чтобы княжеского сынка поберечь, помогает ему спастись, а наоборот, княжеский сынок ценой своей жизни прикрывает отход десятника. Всё смешалось в доме Облонских. И при этом, прежде чем героически помереть, лапушка Фёдор героически косплеит царя Леонида, почти один-в-один повторяя его движения во время битвы с персами.
А далее вслед за эстетическим оргазмом пришёл черед топографического кретинизма. Орда стояла так, что со стен Рязани было видно её, а с места стоянки орды было видно, соответственно, Рязань. Посольство же, вырвавшись на волю, то ли оказалось по другую сторону орды, то ли вообще выпало в параллельный мир, потому что они сначала а) долго плутали по лесам во время метели, а потом б) проспали в какой-то в пещере до утра. За это время Батый успел а) захватить и сжечь Рязань, б) увести орду в неизвестном направлении так, что от них ни следа не осталосьфантастически эффективный мужик. Проспавшиеся рязанцы понюхали свежий воздух, почуяли запах дыма и решили, что "где-то лес горит"
, добрели домой и тут-то всё и поняли.
Вообще конечно, по здравом размышлении, приходится признать, что это нифига не историческое кино. Это вольная фантазия на тему, сохранившая, тем не менее, ключевые точки сюжета: приход орды, посольство, осада, партизанская война, уничтожение отряда Коловрата с помощью камнемётов. Наверное, это можно назвать сказкой. Возможно, с горем пополам, это можно обозвать фэнтези, хотя на мой вкус от фэнтези здесь только похожий на зомби медведь, которого привёл монах, которого рязанцы встретили в пещере, в которой они ночеваливот дом, который построил Джек. Медведь не спал в своей берлоге, как ему полагалось бы посреди зимы, а ходил по лесу и слушался монаха ибо тот святой, а не просто так с дуба рухнул и в какой-то момент начал героически давить монголов, а вот рязанцев не трогал, потому что "Потапыч русских не ломает (с)" (на этом месте я долго нервно ржала, потому что в наших местах потапычи тоже "русских не ломают", они их (нас, то есть) просто жрут). А, ну и в ту же копилку аццкое варево, которым рязанские партизаны отравили реку, чтобы вызвать у монголов не то тошноту, не то диарею. Ну и сани, наверное, которые сами ехали по льду, потому что на них поставили парус (это в самом конце). Ну и Коловрат с его амнезией. Не так уж, в сущности, и много, хотя и не мало. Но дело, на самом деле, не в том, фэнтези это или историческое кино, и даже, не побоюсь этого слова, не в чудовищном НЕобоснуе всего происходящего, а в том, что... как бы это сказать... в общем, большую часть времени второго просмотра у меня в голове крутилось слово "подменыш".
Почему так? А вот почему.
Если немного покопаться хотя бы в том же образце героического кино - фильме "300" Зака Снайдера, то можно обнаружить, например. такой момент: героический царь Леонид потому и герой, что является а) образчиком результатов спартанского воспитания (очень подходящего для героев в принципе) и б) выдающейся личностью. Это вообще-то нормально для героя - быть выдающейся личностью
Казалось бы - вы делаете Коловрата героем, так покажите его человеком, оправдывающим сие высокое звание. Однако всю первую треть фильма Коловрат только и делает, что тупит, а вся его "выдающесть" заключается в том, что а) вокруг него прыгает и с ним нянчится его жена и б) два князя из-за него едва не поцапались. Сам Коловрат для подтверждения своих личностных качеств не делает ничего, "мельница", которую он в детстве крутил, не в счёт. И для того, чтобы данным героем проникнуться, этого категорически, нет, даже так - КАТЕГОРИЧЕСКИ недостаточно, потому что герой, блин, должен быть субъектным, деятельным и проактивным, у него, блин, должна быть позиция, своя точка зрения на происходящее и свои в этом происходящем интересы, совпадающие в нашем героическом раскладе с интересами страны, народа, etc (господи, да это признак даже не героя, а просто хорошо сделанного персонажа, о чём это я...)
Дальше больше. У царя Леонида вообще-то жена была, которая тоже показана истинной спартанкой, и на которой чуть ли не половина фильма держится, и которая - прикольно, да? - тоже абсолютно субъектна, деятельна и проактивна, хотя и на своём поле. В нашем же распрекрасном кино женских персонажей, не побоюсь этого слова, нет. Вместо женских персонажей здесь пачка стереотипных представлений "о женщине и её поведении в разных ситуациях". Жена должна быть рядом с мужем счастлива от одного его присутствия и ловить кайф от домашнего хозяйства, она не может устать от того, что уже 13 лет каждый день начинается одинаково, и ей надо подрываться, чтобы привести в порядок мужнину голову. Служанка должна быть миленькая, молоденькая и глупенькая, а ещё влюблённая в своего барина (и не может злиться на него, например за то, что он самодур, но всё равно делать свою работу, и уж тем более она не может оказаться некрасивой и толстой бабёнкой средних лет
). Служанка будет исправно мёрзнуть в лесу, чтобы Коловрат отдал ей свой полушубок, будет бояться ордынцев, чтобы контрастировать с бравыми военами (бабы же всего боятся, это все знают, а ещё можно напугать её тем, что "монголы девок с чесноком едят"(с), она начнёт бояться ещё сильнее, это же так смешно), будет будить Коловрата и рассказывать о прошедших событиях после пробуждения и, что сцуко характерно, провалит это дело, а потом будет по-детски трогательно рыдать, чтобы её утешали. Всей её субъектности хватит только на то, чтобы наврать Коловрату, что она - его жена, на почве большой любви, но и тут её ждёт облом - Коловрат жену, оказывается, помнит. Ах да - ещё она будет молиться Богородице под алой рябиной и просить "вернуть всё взад, чтобы войны не было". (Видимо, на этом месте я должна была растрогаться, но я злая и чёрствая тётка, я могу растрогаться только в финале "13 воина", когда там учёный араб молился вместе с викингами: "Пред собой я вижу отца своего, вижу мать, сестёр и братьев своих, они зовут меня в Вальхаллу, где храбрые воины будут жить вечно", ну или в "300", когда спартанская царица провожала своего царя на войну словами "Спартанец! Возвращайся со щитом или на щите!").
Кстати. Я, кажется, поняла, для чего в сюжете потребовалась эта дурацкая амнезия. Чтобы женским, прости господи, "персонажам" было чем заняться, и был обоснуй для присутствия в отряде партизан девицыс набором соплей и пострадашками. И отдельно смешно здесь то, что амнезию-то Коловрату вылечили мужики-сокомандники, наоравшие и насовавшие ему в морду, после того, как тот проснулся и попытался их всех порубить. (Смыслом же всей этой бредятины по-прежнему считаю показ Тёплой Молочной Сиси
, ну и, возможно, проявление ещё одного стереотипа: "Баб-зрительниц хлебом не корми - дай пожалеть кого-нибудь, ну так вот вам герой-пострадалец, жалейте на здоровье" к сожалению, любители стереотипов не понимают, что первично в словосочетании "герой-пострадалец" всё же слово "герой", а слово "пострадалец" вторично и будет максимум вишенкой на тортике)
Ещё один существенный момент выбесил меня уже практически до белых глаз. Захват Рязани в фильме показали - фрагментами, с избытком компьютерной графики, но всё же показали. Так вот, по большей части в этих эпизодах жители города ведут себя как бараны на бойне. Ну то есть, монголы прошли через них почти как меч сквозь масло. Немудрено, вообще-то, при суперэффективном мужике Батые.Вот только хотелось на этом месте взять аффтаров кино нежно за шейку и спросить "Ты вообще "Повесть о разорении Рязани Батыем" читал? А слова такие "Козельск", "Торжок" в детстве слышал? А про сюжет такой, под названием "оборона крепости", знаешь? А предмет такой, "история", был у тебя в школе? А если не было, то какого хрена ты патриотическое кино снимать взялся, а?" Больше того, когда в Рязань вернулся Коловрат со своим отрядом, уцелевшие жители сначала попеняли им, что те последних невесть откуда выскочивших монголов перерезали, а то ведь вернутся и добавят, а потом вообще истерично предложили убегать и прятаться. ну круто, чо
Ну и мелкими брызгами: полуторатысячное войско Коловрата подменяется двумя десятками бойцов"догоним и перегоним Зака Снайдера" это называется, у него "300", а у нас будет "20", разница на порядок; эмоции героев подменяются надрывными криками не по делу друг на друга; трагизм обстановки и всей ситуации - бесконечными какими-то шутками в конце кина прямо хотелось известную фразу произнести голосом Караченцова: "Сдается мне, джентльмены, это была комедия"; радость рязанских партизан по поводу удачной вылазки в монгольский лагерь (да, наши герои настолько героические, что расхаживают по нему как по собственному огороду и творят, что хотят) выглядит как ликование офисных хомячков по поводу то ли удачной сдачи проекта, то ли выигрыша в соцсоревновании с соседним отделом, только шампанского фонтаном не хватает; больше того, складывается ощущение, что рязанцы про Рязань этому моменту вообще позабыли, типа только у Коловрата там семья была, а остальные его товарищи все сплошь сиротинушки; идея спасать соседние княжества сменяется идеей задержать орду, пока рязанские детишки не уедут по замерзшей реке на санях под алым парусом не спрашивайте; чудовищный, на самом-то деле, враг в лице монголов оказывается кучкой трусливых суеверных придурков; история партизанской войны...ладно, пусть не подменяется, но всё равно сильно разбавляется любовной историей со служанкой Ладой, а вместо нормального патриотизма авторы предлагают набор слащавых штампов про крестины в церкви, про святого монаха, про заснеженный лес и милых трогательных детишек как во "Властелине Колец" Джексона
И весь вот этот винегрет таки талантливо впихнут внутрь вполне каноничной внешне истории про Рязань, Батыя и Коловрата.
Итого, товарищи, получается забавная картинка. По всем признакам у нас, вроде бы, должна быть героическая история, и это как конь под седлом: узнаваемый контур - передняя лука, задняя лука, четыре ноги, а также головной и хвостовой конец. Ну и сам конь - "тело" истории, составленное из героев, их поступков и их отношений с собой, другими героями, миром. Бери того коня, садись и с удовольствием ехай. Здесь же, в "Легенде о Коловрате", у нас тоже есть передняя и задняя луки, голова с хвостом и четыре ноги (сюжетные вехи), вот только под седлом коза. Брать можно, сесть можно, но далеко не уедешь.
Обыдно.

читать дальшеПока в церкви крестили младенчика (а Коловратик был крёстным папой), к Рязани пришла орда и встала ровным компьютерным строем до горизонта. Рязанцы высыпали куда-то на стены на неё посмотреть, и тут прозвучала лучшая шутка за весь фильм (а были и другие, там, к слову, вообще юморных моментов хватает, насколько уж уместных - вопрос отдельный): "Кто ж их всех хоронить-то будет?". Это было как минимум прикольно, и я уже успела порадоваться, но увы - малое время спустя выяснилось, что шутка была спёрта у Гоблина, так что и здесь создатели фильма... гм, ну пусть будет - облажались.
Дальше больше. К ордынцам собирают посольство, в которое должен войти княжич Фёдор, поэтому князь идёт домой к Коловратику, чтобы просить его с посольством поехать, а то, мол, Фёдор

Чуть позже зрителя ждёт порция натурального эстетического оргазма. Такого вот:

Знаете, что это за чудо чудное в центре с синими бусиками, аццкой подводкой и странным макияжем на висках? Красава, ага. Это, ребята, Батый.
Ханша Батый(с) встречает в орде посольство в своём шатре, сидя на горе подушек. А когда послы начинают угощаться, спрыгивает с этих подушек и с детской непосредственностью начинает то за волосы их трогать, то через плечо заглядывать.
Однако, забегая вперёд, должна сказать, что во время второй попытки посмотреть это кино хан Батый оказался, как по мне, самым интересным персонажем за весь фильм. В какой-то момент я поймала себя на том, что сочувствую ему больше, чем Коловрату с рязанцами, потому что его чувства по отношению к дурацкой истории, в которую он влип, а так же (это главное) к его полководцу Субэдэю, логичны, просты и по-человечески понятны. Чего я совершенно не могу сказать о прочих фигурантах этого дела.
Тем не менее, с первого раза ханша Батый(с) в роли Ксеркса оказалась контрольным в голову. Мозг решил, что с него нафиг этого довольно и потребовал выключить безобразие, что я и сделала,
А далее вслед за эстетическим оргазмом пришёл черед топографического кретинизма. Орда стояла так, что со стен Рязани было видно её, а с места стоянки орды было видно, соответственно, Рязань. Посольство же, вырвавшись на волю, то ли оказалось по другую сторону орды, то ли вообще выпало в параллельный мир, потому что они сначала а) долго плутали по лесам во время метели, а потом б) проспали в какой-то в пещере до утра. За это время Батый успел а) захватить и сжечь Рязань, б) увести орду в неизвестном направлении так, что от них ни следа не осталось



Вообще конечно, по здравом размышлении, приходится признать, что это нифига не историческое кино. Это вольная фантазия на тему, сохранившая, тем не менее, ключевые точки сюжета: приход орды, посольство, осада, партизанская война, уничтожение отряда Коловрата с помощью камнемётов. Наверное, это можно назвать сказкой. Возможно, с горем пополам, это можно обозвать фэнтези, хотя на мой вкус от фэнтези здесь только похожий на зомби медведь, которого привёл монах, которого рязанцы встретили в пещере, в которой они ночевали
Почему так? А вот почему.
Если немного покопаться хотя бы в том же образце героического кино - фильме "300" Зака Снайдера, то можно обнаружить, например. такой момент: героический царь Леонид потому и герой, что является а) образчиком результатов спартанского воспитания (очень подходящего для героев в принципе) и б) выдающейся личностью. Это вообще-то нормально для героя - быть выдающейся личностью

Дальше больше. У царя Леонида вообще-то жена была, которая тоже показана истинной спартанкой, и на которой чуть ли не половина фильма держится, и которая - прикольно, да? - тоже абсолютно субъектна, деятельна и проактивна, хотя и на своём поле. В нашем же распрекрасном кино женских персонажей, не побоюсь этого слова, нет. Вместо женских персонажей здесь пачка стереотипных представлений "о женщине и её поведении в разных ситуациях". Жена должна быть рядом с мужем счастлива от одного его присутствия и ловить кайф от домашнего хозяйства, она не может устать от того, что уже 13 лет каждый день начинается одинаково, и ей надо подрываться, чтобы привести в порядок мужнину голову. Служанка должна быть миленькая, молоденькая и глупенькая, а ещё влюблённая в своего барина (и не может злиться на него, например за то, что он самодур, но всё равно делать свою работу, и уж тем более она не может оказаться некрасивой и толстой бабёнкой средних лет

Кстати. Я, кажется, поняла, для чего в сюжете потребовалась эта дурацкая амнезия. Чтобы женским, прости господи, "персонажам" было чем заняться, и был обоснуй для присутствия в отряде партизан девицы

Ещё один существенный момент выбесил меня уже практически до белых глаз. Захват Рязани в фильме показали - фрагментами, с избытком компьютерной графики, но всё же показали. Так вот, по большей части в этих эпизодах жители города ведут себя как бараны на бойне. Ну то есть, монголы прошли через них почти как меч сквозь масло. Немудрено, вообще-то, при суперэффективном мужике Батые.
Ну и мелкими брызгами: полуторатысячное войско Коловрата подменяется двумя десятками бойцов
И весь вот этот винегрет таки талантливо впихнут внутрь вполне каноничной внешне истории про Рязань, Батыя и Коловрата.
Итого, товарищи, получается забавная картинка. По всем признакам у нас, вроде бы, должна быть героическая история, и это как конь под седлом: узнаваемый контур - передняя лука, задняя лука, четыре ноги, а также головной и хвостовой конец. Ну и сам конь - "тело" истории, составленное из героев, их поступков и их отношений с собой, другими героями, миром. Бери того коня, садись и с удовольствием ехай. Здесь же, в "Легенде о Коловрате", у нас тоже есть передняя и задняя луки, голова с хвостом и четыре ноги (сюжетные вехи), вот только под седлом коза. Брать можно, сесть можно, но далеко не уедешь.
Обыдно.